Скейтбординг — один из старейших видов спорта, который появился в США, штате Калифорния еще аж в конце 1930-х годов. Причиной тому стали местные серферы, которые сильно скучали, когда не могли кататься на волнах из-за их периодического временного отсутствия. А уже когда стартовали 1960-е годы, фирмы по созданию серфов начали массовое производство скейтбордов, что и стало основной причиной резкого развития и популярности скейтбординга.
Скейтборд (скейт, skateboard, skate) — это основа всех колесных досок, очень зрелищный и техничный летний вид спорта. А специальные крытые скейт-парки делают возможность кататься и тренироваться на скейте круглогодично.
С той поры скейтбординг претерпел много изменений и улучшений конструктивно, расширились варианты скейтбордических досок и появились новые направления катания.
А с 2017 года скейтбординг был официально признан Олимпийским видом спорта и в 2020 году все мы ждем борьбу лучших скейтбордистов мира за первые олимпийские медали, которые будут разыграны в Токио.
В нашей стране скейтбординг уже как некоторое время активно развивается и каждое лето на скейтах начинает кататься все больше людей, причем, как взрослых, так и детей. За последнее время в городах появляются открытые (и крытые) скейт-парки и памп-треки, открываются школы по обучению катанию. К тому же в нашей стране успешно работают и продолжают создаваться российские скейтбордические фирмы, которые активно поддерживают и развивают российский скейтбординг и сильно помогают в его популяризации.
Ниже мы разберем все составляющие скейтборда, поговорим о особенностях каждой из комплектующей части скейта, дадим рекомендации на что обращать внимание, а на что нет.
И в самом конце кратко резюмируем самое главное, что нужно знать для того, чтобы выбрать себе правильный первый скейтборд-комплект. Поэтому если ты (по какой то непонятной нам причине) не хочешь читать всю нашу статью, а хочешь получить максимально полезную квинтэссенцию всего нижесказанного, то смело листайте вниз и изучайте последний раздел данного материала.
Где покупать?
Сразу же наш первый общий совет:
Покупайте (собирайте) скейтборд только в профильных скейт/сноуборд магазинах!
Мы не рекомендуем вам покупать готовые скейты в мультиспортивных магазинах, типа Спортмастер, Декатлон, а также Ашане, МЕТРО и прочих рынках и барахольных «развалах». Нет, в Спортмастере, конечно же, можно найти более менее сносный готовый скейтборд на первое время, на котором можно будет понять азы катания, научиться первым базовым движениям, разгону и торможению. Но все равно шанс того, что вы купите «не то» очень велик, т.к. ассортимент в таких магазинах крайне скуден, да и квалификация продавцов так же зачастую далеко не идеальна.
Под «не то» мы понимаем скейтборд мало того, что очень низкого качества, но и конструктивно неправильный, в котором могут стоять пластиковые колеса и амортизаторы, доска может не иметь конкейва и т.д. Скорее всего вышесказанные термины пока еще могут быть вам не известны, но поверьте нам, что такая доска только внешне со стороны будет напоминать «такой же как и у всех» скейтборд, но кататься и учиться на нем будет крайне тяжело.
Поэтому, для покупки обращайтесь в профильные скейтборд или скейт/сноуборд-магазины, где имеется хороший ассортимент и приличный выбор комплектующих различных производителей. Продавцы и консультанты в таких магазинах смогут дать вам исчерпывающую информацию и подобрать все под ваши нужны, а также и собрать комплект при необходимости в момент покупки.
Запомните, хороший и «правильный» скейтборд-комплект в сборе не может иметь стоимость ниже 5000-5500 рублей (без учета каких-то скидок и распродаж).
Скейт за 1000-1500 рублей в Спортмастере — ПЛОХОЕ РЕШЕНИЕ.
Это важно, поверьте 🙂
Отдельно отметим, что все вышесказанное касается и родителей, которые хотят купить первый скейт своему ребенку — если хотите, чтобы ребенок на нем катался, а не положил под кровать, то покупайте «нормальный» скейтборд.
Готовый скейт в сборе или собрать из частей?
Надеемся, что мы смогли донести до вас мысль о том, что покупать скейт крайне рекомендуется в профильных магазинах. Теперь, вы пришли в нужное место, то перед вами встанет следующий вопрос — какой скейт купить? Готовый комплект в сборе или собрать из комплектующих? Скажем сразу — здесь вы особо не ошибетесь и не прогадаете, какой бы из вариантов вы не выбрали.
Готовый комплект в сборе как правило собран из тех же самых комплектующих, которые продаются отдельно, но являются не самыми дорогими в линейке. Часто с довольно простой графикой в стиле минимализм. Кстати, это также дополнительно определяет более низкую цену на готовый комплект, которая всегда ниже собранного из частей на 15-20%. К тому же, готовые комплекты всегда максимально удачно сбалансированы, на них стоят правильного размера подвески, надежно установлены колеса с подшипниками, правильно и аккуратно наклеена шкурка. Останется определится с нужной шириной деки (об этом чуть ниже), выбрать из имеющихся дизайнов и можно смело покупать!
Однако, если вы хотите иметь непохожий на других, кастомный скейтборд, выбрать цветную шкурку, поставить получше/покрасивее подвески, помягче колеса, то вариант сборки комплекта по частям — ваш выбор. Такой комплект будет максимально удовлетворять вашим потребностям и нравится вам внешне. Но, за данную индивидуальность придется заплатить чуть бОльшую цену — выше на 15-20%.
Комплектующие скейтборда и как их выбирать
Любой скейтборд состоит из:
- Доски
- Подвесок
- Колес
- Подшипников
- Шкурки
- Комплектующих крепежных винтов
Разберем каждую составляющую чуть подробнее, отметив основные моменты и на что надо обращать внимание при выборе.
Дека
Одна из самых главных составляющих скейтборда — это доска. Доска (дека) — эта та деревянная основа, на которой мы стоим, когда едем на скейте.
Дека как правило делается из 7-и слойного клена, часто канадского — это считается неким стандартом. Одинаковые загнутые части деки — хвост и нос называются, соответственно kick-tail и kick-nose. А также на деке присутствуют продольные загибы, которые называются конкейв. Все эти загнутые части доски необходимы для совершения маневров и выполнения различных тех или иных трюков. Производителей досок очень много и лидируют в этом американские бренды, что, собственно, и логично. На рынке есть и российские компании, которые делают деки и прочую продукцию и которые достаточно неплохо себя зарекомендовали. К тому же отечественные деки дешевле американских в 1,5-2 раза, а качество зачастую практически не отличается. Поэтому в этом плане смело можете брать любую доску, как говорится «на вкус и цвет».
Ширина и длина деки
Ширина — это самый важный показатель! Именно по ширине обычно выбирают деки под возраст, стиль катания и личные предпочтения.
Размер дек обычно указывают в дюймах, так уж повелось.
Для начала определимся кому мы выбираем доску (или готовый комплект): ребенку или взрослому. Размеры по ширине делятся так:
- до 6,75 дюймов — для самых маленьких скейтеров младше 5 лет и ростом до 105 см.
- от 6,5 до 7 дюймов — для детей от 6 до 8 лет с ростом около 105 — 135 см.
- от 7 до 7,75 дюймов — для 9 — 12 летних с ростом 135 — 155 см.
- от 7,75 дюймов — доски подойдут для подростков от 13 лет и взрослых.
Взрослым можно выбирать деки по ширине в зависимости от предполагаемого стиля катания, а именно:
- от 7,75 до 8,125 — для катания в парке и «стрите» (по уличным фигурам), для повышенной маневренности. На узкой доске проще делать разные трюки, типа флипов.
- 8,25 — 8,5 дюймовая доска — обычно выбор любителей скейт-парков и катания в мини-рампах. Такая доска более стабильна, на ней проще делать слайды.
- более 8,5 дюймов — отличные варианты дек для круизинга (обычного катания), пулов, памп-треков и т.д.
Также есть еще несколько советов по выбору ширины деки. Если твой размер ноги больше 43, то бери смело доску пошире. Если ты высокого роста, то также можно использовать деку шириной не менее 8.0 дюйма.
Самый распространенный размер деки — 8 дюймов. Поэтому такую доску можно вполне брать в качестве первой.
Длина деки — это не очень важный показатель, которым надо оперировать при выборе. Обычно длины дек варьируются от 29,5 до 33 дюймов, но как правило они пропорциональны их ширине.
Конкейв
Конкейв — это продольные загибы деки, которые различаются по глубине загибов.
Low concave — такая доска лучше подойдет для обычного катания, а также для памп-треков, катания в пулах. Дека с таким прогибом обладает наибольшей устойчивостью и контролем при любом типе катания с минимальным количеством выполняемых трюков.
Medium concave — максимально универсальный тип изгиба, выбор большинства райдеров, т.к. идеально сочетает в себе плюсы в разностороннем катании. На такой деке вполне удобно и комфортно делать трюки и просто кататься.
High concave — конкейв для технического катания. На такую доску проще оказать давление ногами и реакция доски на развороты и вращения также получается более быстрой и простой.
Для вашей первой доски выбирайте конкейвы типа Low или Medium, а если вы смотрите в сторону готового комплекта в сборе, то можете не переживать — там на 99% будет стоять доска с вышеуказанными прогибами.
Однако, не всегда все эти вышеперечисленные советы выбора деки по ширине и конкейву срабатывают. Максимальной волшебной пилюли на 100% при выборе не существует. Только перепробовав деки разных размеров и загнутостей можно понять, какие вам удобнее. Поэтому, покупая первую доску, не останавливайтесь на выборе и анализе различий слишком долго 🙂
Когда дека выбрана, то не лишним будет поинтересоваться какого сезона доска. Лучше брать свежую доску, которая была привезена в магазин недавно. Если доски привезены в прошлом году, то внимательно осмотрите их внешне. Дело в том, что со временем качество дек падает, т.к. они высыхают, теряют некоторую прочность, а также может появится «винт» — продольное закручивание деки, на подобие пропеллера. Поэтому рекомендуем вам проверять деки (особенно старые) на предмет винта. Возьмите деку за хвост или нос загнутой частью к себе, вытяните руку и посмотрите на плоскость деки под острым углом. Если две перпендикулярные линии деки в области изгиба носа и хвоста параллельны, то дека без винта и ее можно брать. (см. фото ниже).
ПОДВЕСКИ
Подвески (траки, trucks) — это железки под декой, на которых крепятся колеса и благодаря чему доска при езде может поворачивать. Подвески выбираются под уже выбранную вами деку, т.к. они имеют свою размерность и не могут быть использованы с декой любой ширины. По сути можно выбирать подвески только по этому параметру — в зависимости от ширины деки. Существуют и другие параметры различий подвесок, однако эти характеристики не так важны для новичков. Однако, разберем все последовательно.
Стандартный материал для изготовления подвесок — алюминиевые сплавы. Бывают и железные подвески. В целом подвеска состоит из двух частей: базы (эта часть крепится к деке) и хэнгера (по нашему вешалка) — Т-образная часть подвески с осями, на которые крепятся колеса. Основные части подвески выглядят как представлено на картинке ниже.
Подвески ни в коем случае не должны быть шире деки! (по краям осей). Вполне допустимо когда ширина подвесок чуть уже деки, а если они в один уровень с ее шириной, то это будет вообще идеальный вариант. Если взять подвески шире деки, то управление и повороты на такой доске будут проблематичны.
Как мы уже говорили выше, подвески подбираются к определенным по ширине декам и поэтому также имеют свои размеры. Маркировка размеров подвесок может быть выполнена в нескольких вариантах: в миллиметрах (прим. 129), дюймах (прим. 5,25). Какие то производители пишут размер подвески по ширине хэнгера, какие то маркируют размеры по осям.
Поэтому ниже мы приводим вам усредненную таблицу сравнения и подбора подвесок к декам.
Размер подвески | Ширина хэнгера | Ширина по осям | Для дек шириной |
129 (5″) | 127 мм | 7,6″ | 7,75 — 8.0″ |
135 (5,25″) | 133 мм | 7,8″ | 8,0 — 8,125″ |
139 (5,5″) | 137 мм | 8.0″ | 8,125 — 8,375″ |
149 (5,75″) | 149 мм | 8.5″ | 8,375 — 8,5″ |
159 (6,1″) | 156 мм | 8.75″ | 8,5 — 9,0″ |
Существует еще одна характеристика подвесок — это их высота. Есть три типа: low (низкие), medium (средние), high (высокие).
Как правило, подвески средней высоты являются самыми популярными, хотя они могут быть заменены на другие размеры. Но в начале на это можно не обращать особое внимание. Для информации отметим, что низкие подвески идеально подходят для технического и трюкового катания. Для таких подвесок необходимо использовать колеса с диаметром 49 — 53 мм. Средние подвески как мы уже говорили ранее — максимально универсальный вариант. Одинаково хороши как для парка так и для улицы. Рекомендуемый размер колес: 53 — 56 мм. Высокие подвески идеально подойдут для колес с размером от 56 до 60 мм. Такой тип подвесок идеален для постановки больших и мягкий круизных колес, катания в пуле и памп-трэке.
Немного забегая вперед отметим, что на любые подвески можно ставить круизные или скейтовые колеса с диаметром от 56 мм, но будет необходимо поставить специальные пластиковые проставки между подвесками и декой. Имеются различные варианты, но самые распространенные размеры по толщине это 1/4 и 1/8 дюйма. Стоимость их невысока, а установка проста.
КОЛЕСА
Колеса — также очень важная часть любого скейтборд-комплекта. Делают колеса из полиуретана разной жесткости, поэтому нужно чтобы они были изготовлены именно из этого материала и ни в коем случае не из резины, пластмассы и других материалов. Кстати, гелевые колеса также не самый лучший вариант для скейтовых и круизных колес.
В колесах нас интересует два главных показателя — диаметр и жесткость, о которых мы и поговорим ниже.
Диаметр колес
Скейтовые колеса имеют размер в диапазоне от 48 до 60 мм, но основные самые распространенные размеры варьируются от 52 до 56 мм. Разница в размере диаметра колес наглядна представлена на картинке ниже.
Как можно понять, чем меньше радиус колес, тем более быстрое ускорение, но низкая постоянная скорость (накат). У колес бОльшего диаметра разгон будет медленнее, но общая скорость будет высокой. Быстрое ускорение необходимо в стрите и парке, где нужно быстро разогнаться с пары толчков. Если ваш стиль катания сопряжен еще и с обычной ездой — берите колеса побольше.
Если вы хотите взять колеса одного из самых больших диаметров, то всегда стоит проверять запас расстояния между колесом и декой. Это расстояние не должно быть маленьким, т.к. при повороте колеса будут «закусываться» декой, что будет приводить к вашим падениям. Решить этот вопрос можно установкой специальных пластиковых проставок, о которым мы поговорим далее.
Жесткость колес
Показатель жесткости колес — второй важный показатель, на который надо обязательно обращать внимание при их выборе.
Тип колеса | Плюсы | Минусы |
«Мягкие» | Стабильнее при езде на асфальте, лучше проходят неровности (трещины, стыки плиток, мелкие камни), обладают более хорошими амортизационными качествами. | Быстрее стираются, сложнее использовать в скольжении, могут деформироваться. |
«Жесткие» | Более долговечны, лучше катятся на гладких поверхностях, имеют меньшую силу трения, что важно при стритовом и парковом катании | Имеют плохую амортизацию на неровных поверхностях, более «скользкие» |
Определяется жесткость колес измерением глубины вдавливания в материал определённого прибора под действием силы в заданных условиях. Для измерения жесткости применяется несколько шкал, используемых для материалов с различными свойствами — тип А, B и D. Основной шкалой жесткости является тип А.
Жесткость | Назначение |
75а — 87а | Мягкие колеса. Колеса для круизинга, катания в пулах и памп-треках. Хорошая амортизация и сцепление. |
88а — 95а | Более жесткие колеса. Промежуточный вариант между мягкими и жесткими колесами. Могут служить хорошей альтернативой и компромиссом. |
96а +(обычно до 102а) | Жесткие колеса максимально приближенные к про-уровню. Колеса для гладких поверхностей, которые имеют на них очень быстрый разгон. Если вы планируете кататься в стрите, парках, скользить и слайдить, то это ваш выбор. |
Реже встречаются колеса с другой маркировкой жесткости — типом B.
К примеру, колеса с жесткостью 84B будут равны 104 по шкале А. Есть еще шкала D — это самые жесткие колеса. Для наглядности можете посмотреть картинку ниже:
Как вы видите выбор по колесам вполне разнообразен. По началу можно даже немного растеряться, но не стоит паниковать. Готовые комплекты скейтбордов в сборе как правило имеют колеса среднего диаметра и почти с максимальной жесткостью, т.к. все же это некий стандарт. Если вы выбираете колеса, то просто определитесь с вашим стилем катания на первое время: будете ли вы кататься в парке и начнете разучивать базовые трюки или ваш путь в скейтбординге начнется в катания в рампах, пулах и памп-треках, где будет больше катания, чем трюков.
ПОДШИПНИКИ
Как и все вышеперечисленное, подшипники — это также необходимая составляющая каждого скейтборда. Именно за счет них осуществляется вращение колеса на оси подвески. Подшипников требуется по 2 штуки на колесо — итого 8 на весь скейт. Именно поэтому таким количеством в комплекте они и продаются. Рекомендуется брать хорошие подшипники, фирменные. Дешевые «ноунейм» скорее всего не прослужат вам долго, да и катание с ними может быть не таким комфортным и скоростным.
Большая часть подшипников на рынке имеют аббревиатуру ABEC с приставкой цифр 3, 5, 7, 9.
Не будем сейчас вдаваться в подробности этих различий, т.к. тема подшипников, их классов и различий достаточно объёмна. К тому же подшипники — это единственная составляющая любой колесной доски, которая требует регулярного ухода (если ты, конечно, не хочешь просто их менять, покупая новые). Именно поэтому про подшипники у нас будет отдельная статья, где мы подробнее разберем все варианты и отличия, а также расскажем как надо за ними ухаживать.
Для скейтборда вполне подойдут подшипники класса ABEC-3 или ABEC-5. Если ты хочешь поставить на скейтборд мягкие круизные колеса, то можно выбрать подшипники ABEC-7. Этого вполне будет достаточно.
Если вы покупаете готовый комплект, то там обычно стоят подшипники нужного класса и за них можно не переживать.
ШКУРКА
Шкурка (гриптейп, grip) — специальная самоклеющяся на верхнюю часть деки наждачная бумага. Шкурка почти в точности напоминает строительную — она имеет такую же шероховатость и необходима для надежного сцепления подошв обуви с доской и для выполнения различных трюков. Обычный стандартный размер шкурки — это 9 на 33 дюйма. Она подходит для почти всех размеров дек.
На рынке существует достаточно большой выбор шкурок как обычной темно-графитовой фактурной расцветки, так и различные цветные варианты и даже прозрачные. Прозрачный шкурки отлично подойдут для тех дек, которые имеют графику и с верхней стороны деки на месте наклейки наждака. Так ваш скейт будет выглядеть оригинальнее.
Кстати, к некоторым декам, например, Юнион, шкурка идет бесплатно в подарок.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ
Чтобы собрать скейт, нам понадобится еще несколько комплектующих, а именно набор болтов и гаек для крепления подвески к деки. Здесь все достаточно просто — можете выбирать любые (болты бывают с шестигранной шляпкой или с обычной крестовой) длиной 7/8 или 1 дюйм. Болты длиннее 1 дюйма обычно используются для скейтов, где устанавливают пластиковые подкладки (riser) или амортизационные шок пэды (shock pads).
Обычный цвет болтов — черный, но существуют и различные разноцветные варианты — красные, желтые, раста или, к примеру, Golden Tooth от Footwork. Два болта в комплекте имеют золотую расцветку, которые можно использовать для крепления передней подвески, чтобы со стороны шкурки понимать где нос у скейта, а где хвост. Очень удобно.
Также если вы хотите поставить на ваш скейт мягкие круизные колеса 58-60 или даже 65 мм в диаметре, то вам будет необходимо поставить между декой и подвеской дополнительные пластиковые проставки, которые увеличат расстояние между колесами и доской и предотвратят «закусывание» колес декой во время поворотов. Самые популярные размеры, это 1/8 и 1/4 дюйма.
Также, некоторые райдеры дополнительно ставят специальные резиновые проставки (shock pads) для дополнительного виброгашении при езде. Они ставятся также как и пластиковые проставки и могут использоваться отдельно или совместно с ними.
Использование и их необходимость вызывает многие споры, поэтому можно вполне начать без них, а уже потом при необходимости приобрести и поставить их на ваш скейт.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПО ВЫБОРУ СКЕЙТБОРДА
Как и обещали в начале статьи, ниже коротко мы приводим самую нужную и важную информацию, которая нужна для выбора скейтборда. Итак, погнали!
1. Идем и покупаем скейтборд в профильный скейтшоп. Желательно никаких Ашанов, Декатлонов и прочих мегамоллов.
2. Далее у вас есть два варианта: купить готовый комплект в сборе или собирать все по частям. Готовый комплект дешевле, но вы будете ограничены определенными комплектующими, их размерами и дизайном. Поэтому может получится, что скейт в сборе не до конца подходим вам по параметрам или предполагаемому стилю катания. Если собирать комплект кастомно, то это будет немного дороже, но вы сможете выбрать то, что вам нравится и в точности то, что требуется. Качество оборудования у обоих вариантов — одинаковое и за это вы можете не переживать.
Если вы выбрали готовый скейт, то дальше можете не читать 🙂
Если остановили свой выбор на сборном варианте, тогда продолжаем.
3. Сначала выбираем деку. Самый важный показатель — ширина. Она измеряется в дюймах и также маркируется на досках. Размеры до 7,75 дюйма — детские до 12 лет, от 7,75 до 9 — подростковые и взрослые.
Взрослые размеры далее подбираются под стиль катания. От 7,75 до 8,125 — для катания в парке и «стрите» . 8,25 — 8,5 дюймовая доска — обычно выбор любителей скейт парков и катания в мини-рампах. Более 8,5 дюймов — отличные варианты дек для круизинга, пулов, памп-треков и т.д. Сомневаетесь? Берите шириной 8,0 дюймов. Также стоит поинтересоваться новизной деки — желательно, чтобы она была текущего года (весна/лето). Если дека прошлогодняя, то обязательно проверь ее на отсутствие «винта» (продольное закручивание, как пропеллер) или попроси продавца это сделать при вас. Если все ок — бери, конечно, предварительно выбрав самую классную картинку 🙂
4. К выбранной ширине деке выбираем необходимой ширины подвески. Это очень важно, т.к. ширина (края осей) подвески не должны превышать ширину деки и даже быть чуть меньше. Это правильный размер, иначе могут быть проблемы с поворотами и управлением в целом. Например, для деки шириной 7,75 — 8,0 дюйма подходят подвески размером 5 дюймов.
Подвески можно выбирать по дизайну, который подойдет к рисунку деки.
5. Подвески выбраны? Тогда самое время переходить к колесам и подшипникам. Колеса выбираем по двум параметрам: диаметр и жесткость. Колеса малого диаметра 48 — 52 мм подходят для стрита и парка где важно быстрое ускорение при разгоне. Если хотите еще и просто кататься — берите побольше. А так 52 — 56 мм — это самый распространенный диаметр скейтовых колес. Если хотите кататься в памтреке или пуле, то можно поставить широкие круизные колеса диаметром 58-60 мм (до 65 включительно), которые еще и мягче (обычно 78А), что дополнительно даст сцепления и амортизации при езде.
Также нам потребуется комплект подшипников. Они продаются по 8 штук в комплекте по 2 штуки на колесо. Для скейта достаточно будет взять любые подшипники класса ABEC-5.
6. Далее осталось выбрать шкурку для скейта. Либо стандартную серо-графитовую либо цветную — на твой вкус. Если дека имеет рисунок с верхней стороны, то можно наклеить прозрачную. Так будет красиво и оригинально. Также тебе потребуется набор болтов для крепления подвесок к деке — любой размером 7/8 или 1 дюйм, если не используешь проставки. Если нужно их ставить, то надо взять длину болтов больше 1 дюйма. Жесткие пластиковые проставки обычно нужны когда мы ставим большие круизные колеса и чтобы при поворотах они не касались деки, надо увеличить расстояние между подвеской и доской.
На этом все! Далее из всего выбранного продавец соберет вам новенький классный скейт, на котором вы сразу можете уехать из магазина.
Кстати, наш магазин Амплитуда открыт для всех жителей Москвы, а также гостей столицы. Покажем, расскажем и соберем вам все, что нужно. Для жителей регионов 24 часа в сутки открыт наш интернет-магазин. Ждем вас!